Исследование KDMA проводится раз в 2 года, и в этом году его поддержали Microsoft, NetApp и ряд других компаний. Итоги исследований ИТ-рынка России и результаты бизнес-опросов, посвященных процессам диджитализации, позволяют утверждать, что большая часть опрошенных организации перешли из статуса начинающих (стадия знакомства с цифровой трансформацией, дефицит знаний) в зону лидеров или догоняющих (уже есть проекты по цифровой трансформации, растет зрелости).
Что бизнес понимает под цифровизацией?
В качестве процессов, которые скрываются за понятием «цифровизация», компании называют три больших направления.
Первое – автоматизация и роботизация процессов, внедрение ВРМ и Process mining, а также цифровых моделей и двойников. По данным KMDA, в среднем по рынку уровень цифровизации процессов превысил 50%. Отрасли-лидеры, которые опираются на ИТ в своем бизнесе, – это ритейл, банки, телеком, и FMCG, получающее отдачу от внедрения новинок быстрее других.
Следующее направление – управление на основе данных. Если ранее компании фокусировали внимание на создании хранилищ для данных, то теперь они переключились на вопрос использования этих данных. Аналитика, прогнозы, искусственный интеллект и большие данные, система поддержки принятия решений и т.д. – все это в центре внимания. Компаниями собираются данные о сотрудниках, клиентах, процессах, а также показания датчиков и многое другое.
Третья по приоритету тема – клиентский опыт. Digital-маркетинг и СDP (база данных о реакции клиентов на маркетинговое воздействие), инструменты исследований, омниканальное взаимодействие с клиентами, аналитика и кластеризация клиентского поведения входят в данное направление. 50% опрошенных компаний уже исследуют клиентский опыт, 25% наладили омниканальное взаимодействие с заказчиками. Бизнес внедряет различные системы, чтобы понять, каким именно образом клиент принимает те или иные решения, и, как результат, видят рост лояльности, увеличение маржинальности и числа повторных продаж, удешевление генерации спроса.
Важность цифровых сервисов
Более 80% компаний оценивает наличие цифровых сервисов для своих клиентов как критический или важный фактор. В эту сферу определенно будут продолжать инвестироваться средства. Цифровые сервисы позволяет поддерживать контакт с клиентом, который, как известно, принимает решение о покупке задолго до совершения транзакции. Отрасли-лидеры – это банковский сектор, телеком, образование, страхование, ритейл и FMCG.
Если говорить об инвестициях, большинство компаний с выручкой от 100 мрлд руб выделяют на цифровую трансформацию более 100 млн руб в год, по всему рынку бюджеты в этой сфере выросли. Размеры бюджетов в большей степени зависят от отрасли и лидерских качеств руководителей.
Кстати, а кто отвечает за цифровую трансформацию? В 15% компаний цифровой трансформацией управляет акционер, еще в 24% организаций решения принимает CDO или комитет, в составе которого, как правило, есть подобное лицо. Тем не менее, пока в большинстве компаний нет четко выделенной роли, которая управляет трансформацией, однако есть целый ряд влияющих на такие проекты руководителей.
![](https://slddigital.com/media/uploads/0308202.png)
Барьеры цифровизации
Что мешает цифровой трансформации? Сегодня называют целый список проблем, среди которых нехватка компетенций, внутреннее сопротивление, отсутствие стратегии, нехватка кадров, риск низкого ROI, сложности с бюджетом, отсутствие поддержки сверху и инфраструктуры.
Два года назад в топе этого списка значились нехватка кадров и бюджета. Теперь же на первый план вышли нехватка компетенций и внутреннее сопротивление. В топ также вошел фактор отсутствия стратегии, т.е. плана действий верхнего уровня. В проектах достаточно антагонистов, несогласованности и сумбура, но снизился фактор ограниченных финансов, поскольку бизнес готов инвестировать больше в работы по цифровой трансформации.
Перегрузка операционкой, проблемы координации, несогласие со стратегией и KPI – вот сложности, с которыми сталкиваются руководители, занятые в проектах диджитализации. Отрадно, что ничего не мешает работать 25% менеджеров. Тем не менее, первоочередная «головная боль» – отсутствие координации и чрезмерная загруженность.
![](https://slddigital.com/media/uploads/0308203.png)
ИТ-инфраструктура
Одна из ключевых задач цифровой трансформации – связать бизнес-процессы между собой и обеспечить их быстрое изменение в соответствие с ожиданиями компании, чему мешает автономность и инертность корпоративных ИС и производственных процессов.
Менее 20% компаний привели свою инфраструктуру в соответствие этим целям, а значит инвестиции в развитие инфраструктуры продолжатся. О каких решения идет речь? Это BPM, RPA (бизнес-процессы), IoT, Edge Computing (технические процессы), AI, ML (для принятия решений), Big Data, Data Fabric (для хранилищ).
![](https://slddigital.com/media/uploads/0308204.png)
Цифровое партнерство и новые продукты
Интересная и эффективная новинка в смысле взаимодействия – привлечение партнеров, которые могут предоставить компании элементы собственной готовой инфраструктуры, вместо самостоятельного создания всей инфраструктуры.
Как оказалось, около 40% компаний уже использует цифровое партнерство, 35% руководителей отмечает его важность. Поскольку цифровое партнерство строится на принципе «доверяй, но проверяй» – важно обеспечить безопасность такого рода схем, а значит уделить особое внимание ИБ-решениям.
При создании новых продуктов компании стали меньше опираться на копирование лучших практик и мнение руководства, больше на выдвижение гипотез, их апробацию, разработку пилотных продуктов и масштабирование.
Чего ждем?
От людей, задействованных в проектах по цифровой трансформации, компании ожидают умения работать с аналитикой, знать методы цифровизации, понимать технологии, иметь опыт управления проектами, а также такие качества, как самообучаемость, адаптация, стратегическое мышление, коммуникабельность и креативность.
Ожидания от собственно диджитализации как таковой весьма предсказуемы и стандартны: рост капитализации, маржинальности, конкурентоспособности, производительности, сокращение издержек, появление новых бизнес-моделей, взлет эффективности, сокращение трудозатрат.
В основном имеются ввиду бизнес-показатели высокого уровня, а не просто сокращение издержек, что характерно для классических проектов по автоматизации.
Однако, на практике результаты выражаются все же именно в сокращении трудозатрат, росте эффективности процессов и производительности. Это связано с тем, что большинство компаний реализуют первые шаги в трансформации, которые направлены на повышение операционной эффективности, чтобы подтвердить разумность инвестиций.
Никакого эффекта от цифровой трансформации не чувствуют 25% опрошенных организаций.
![](https://slddigital.com/media/uploads/0308205.png)
Covid-19
Пандемия лишь увеличила интерес к проектам в цифровой трансформации, поскольку они снижают риски в условиях удаленной работы и «подсвечивают» ранее незаметные проблемы.
Среди ключевых зон внимания были названы удаленное рабочее место, доступ к корпоративным ресурсам из любой точки; организация совместной работы и совещаний, использование видео-конференц-связи; управление проектами в условиях распределенной команды и удаленного взаимодействия; электронный документооборот, в том числе с использованием ЭЦП; операционное управление, аналитика и управление на основе данных и обеспечение информационной безопасности при удаленной работе.