По словам Александра Пикулева, представителя VARWIN Education, cамые первые попытки использовать в российских школах VR-оборудование были предприняты в 2016-2017 годах. А два года спустя, в 2019, были запущены несколько крупных федеральных образовательных программ по внедрению VR-технологий в школьное обучение.
В рамках проекта «Современная школа» шлемами виртуальной реальности начали оснащаться образовательные организации в небольших населенных пунктах – закупки ведутся для центров «Точка роста», созданных на базе учебных заведений сельской местности, а также в малых городах численностью до 60 тыс. человек. Кроме того, с 2020 года в десятках «Кванториумов» по всей стране дети начали осваивать работу с виртуальной, дополненной и смешанной реальностями.
За два года около 2000 школ оснастили VR-шлемами. Проект «Цифровая школа» предполагает к 2024 году увеличить их количество до 16 тысяч.
Трудности использования VR-технологий в школах
Увы, просто поставить в школы оборудование для VR недостаточно.
Первая причина – это нехватка квалифицированных педагогов, умеющих работать с технологией. Зачастую учителя не понимают и не знают, что делать с теми же шлемами. Да, их поставили, но что с ними делать дальше?
Вторая причина – малое количество программ обучения, которые могут применяться в течение всего учебного года. Разовые опыты проводятся, но пока не удалось достичь максимального эффекта от систематического использования VR-шлема.
И, наконец, в-третьих, до сих пор создано недостаточно контента, чтобы охватить множество школьных дисциплин.
Учебные решения для освоения VR-программирования
Согласно оценке Центра НТИ ДВФУ, в России сейчас более 15 компаний разрабатывают образовательные AR/VR-решения. Уже сейчас есть продукты, с помощью которых учителя и школьники могут быстро освоить навыки VR-программирования. Есть и обучающие разработки, найти которые можно в каталогах App Store, Google Play или Steam. Да, большая их часть на английском языке, но есть и локализированные варианты. Кроме того, на YouTube активно выкладываются видеоролики, созданные специально для VR. Наконец, разрабатывается специализированное ПО, предназначенное для обучения VR.
Количество постепенно переходит в качество, но чтобы это случилось раньше, компания Varwin создала платформу VARWIN XRMS и конструктор Varwin Education. В конструктор входит визуальный язык программирования, похожий на Scratch, а также инструменты, позволяющие учителям и даже ученикам создавать собственные обучающие программы, формируя необходимый контент под школьные запросы.
Визуальный язык VR-программирования
Сразу перейти к написанию строчного кода сложно, но после обучения виртуальному языку программирования, задача упрощается.
Как это выглядит на практике? Наполняем сцену объектами, а дальше используем блоки-паззлы, создавая сценарии всего, что происходит в приложении. Это намного увлекательней, чем писать строчный код, при этом логика и команды запоминаются на чистом автоматизме, упрощая дальнейший переход на строчные языки.
Библиотеку объектов можно расширять и дополнять новыми предметами.
Конструктор для создания VR-приложений Varwin Education
Предназначен для создания приложений VR, а также управления ими. В состав Varvin Education входит: редактор 3D/VR-миров, визуальный редактор логики Scratch, библиотека образовательных объектов и локаций.
С помощью Varwin Education учителя могут:
Освоить VR-программирование.
Научить VR-программированию учащихся.
Создавать собственные обучающие программы/уроки по любому предмету, использующие VR.
С помощью Varwin Education учащиеся могут:
Получить навыки профессии VR-разработчик.
Создавать собственные VR-проекты как развлекательного характера, так и для участия в хакатонах.
Мастер-класс «Волшебники» для обучения школьников началам VR-программирования
Для учащихся, только начинающих осваивать VR-программирование, предусмотрен специальный мастер-класс «Волшебники», провести который можно даже на бесплатной версии Varwin. В нем в увлекательной игровой форме даются представления об алгоритмах. Ученики смогут принять участие в борьбе с «мировым злом», собственноручно переместив в виртуальный мир ингредиенты для чудо-зелья.
Рис. 1. Редактор сцен для проекта «Волшебники»
Рис. 2. Редактор логики из проекта «Волшебники» с комментариями
Подробно о методике проведения мастер-класса вы можете прочитать здесь
Перспективы VR-программирования в школах
Начав с малого, учащиеся могут продолжить совершенствовать свои знания, принимая участие в хакатонах и разрабатывая с помощью конструктора Varwin Education серьезные решения для бизнеса и промышленности, такие как проект для обучения погрузчиков в сфере логистики или конструктор магазина для ритейла.
Рис. 3. Обучение погрузчиков для логистики
Рис. 4. Конструктор магазина для ритейла
VR-технологии только начинают свой путь в российском образовании, но уже сейчас их перспективность очевидна и чем быстрее учебные заведения внедряют новейшие разработки, тем выше их статус и востребованность.