Очевидно, что эпидемия заставила компании работать более гибко. Например, большой процент сотрудников Softline был переведен на удаленную работу. Все предпринятые весной меры актуальны и сегодня, поскольку карантинные меры снова ужесточаются в связи с ухудшением ситуации в разных регионах по всему миру.
Как компании реагируют на ситуацию?
Бизнесу приходится действовать быстро, чтобы защитить себя сегодня и в будущем. В чем это выражается?
Для большинства организаций безопасность сотрудников и клиентов — главный приоритет. Многие создали «оперативные штабы» для топ-менеджеров с целью быстрого решения вопросов, а также разработки стратегий и моделирования более «агрессивных» или быстро развивающихся сценариев, чем те, с которыми приходилось сталкиваться ранее.
Очевидно, что ключевой задачей стало сохранение или повышение прибыльности, сокращение затрат и непрофильной деятельности (или полный отказ от соответствующих проектов и направлений). Максимально четкое управление денежными потоками и операционными расходами было и остается одним из приоритетов. Все усилия направлены на то, чтобы обеспечить непрерывность и стабильность бизнеса, реактивное и проактивное управление кризисом.
Для спасения и устойчивости продаж бизнес прогнозирует спрос по регионам, каналам продаж и сегментам, разрабатывает гибкие операционные, организационные и финансовые планы, чтобы воспользоваться отложенным спросом (или приспособиться в случае, если предложение превысит спрос).
Для смягчения последствий рисков в будущем организации ищут способы повышения устойчивости операционной деятельности и сохранения непрерывности бизнеса, а также изменения структуры расходов и балансовой ведомости с учетом требований завтрашнего дня.
Мы видим, что многие компании и клиенты осваивают новые инструменты. Речь идет о применении цифровизации и альянсов для повышения устойчивости, масштабируемости и скорости бизнеса, а также переосмыслении стратегических приоритетов и инвестировании в ключевые функции или приобретение готовых решений для того, чтобы опередить развитие отрасли на несколько шагов и оставаться доступными для клиентов.
После девяти месяцев пандемии планы и прогнозы бизнеса стали более осторожными. Компании стремятся повысить устойчивость бизнеса, оздоровить структуру расходов в долгосрочной перспективе и не просто выжить, но и получить выгоду от тех тенденций, которые породила эпидемия. Один из главных выводов этого года заключается в том, что рывок вперед в новых условиях можно сделать только за счет автоматизации и цифровой трансформации бизнеса.
Держись за клиента
Компании заявляют, что стараются выявлять реальные потребности клиентов, а также создавать новые направления бизнеса, ориентированные на будущее.
Большая часть компаний, независимо от отрасли, сосредоточена на удержании уже существующих клиентов и добивается их лояльности скидками, льготными условиями оплаты и другими дополнительными возможностями.
Конечно, степень влияния пандемии зависит от отрасли. В сегменте B2C за время кризиса оборот снизился на от 20% до 40%, а в B2B во второй половине 2020 года ожидается снижение только на 10%. Отложены или заморожены многие проекты в сегменте решений для локальной инфраструктуры, требующие больших капитальных затрат, а внедрение проектов по удаленной работе, наоборот, ускорилось.
Сильнее всего кризис повлиял на цепочки поставок, особенно это критично для глобального бизнеса, в котором участвует много поставщиков и используются сложные маршруты поставки. Чем больше степень глобализации для производства комплектующих и маршрутов поставок, тем сильнее влияние пандемии.
История прошлых кризисов показывает, что именно ИТ-компании демонстрировали устойчивость в сложные периоды, и во время нового кризиса многие из них сохранили прибыльность и стабильность. Решения для удаленной работы стали новым приоритетом ИТ-компаний. Наблюдается рост инвестиций в цифровой маркетинг, а продажи в онлайне стали «спасательным кругом» для многих предприятий.
Затраты и долгосрочная трансформация
Исследование показало, что многие компании занимаются не только «антикризисным» краткосрочным изменением расходов, но и долгосрочным анализом структуры затрат и операционной модели. Зачастую при этом требуется переосмысление модели бизнеса с учетом возможностей цифровой трансформации. Долгосрочными приоритетами являются повышение устойчивости бизнеса и освоение новых подходов к операционной деятельности.
Ускорение инноваций и автоматизации
Мы спросили у компаний, насколько они ускорили проекты по автоматизации для повышения производительности. Как выяснилось, 50% компаний уже принимают усилия по ускорению автоматизации, направленной на повышение устойчивости бизнеса, и ИТ-компании и финансовые организации делают это активнее всего.
Также стало ясно, что изменение технологического ландшафта приводит к увеличению объема данных и развитию облачных технологий. Ввиду этого становится повсеместным применение инструментов аналитики, искусственного интеллекта, машинного обучения и роботизации.
Куда будут инвестировать компании?
Во-первых, в сервисы и решения для удаленной работы, среди которых виртуализация рабочих столов, службы технической поддержки для удаленной работы, управления услугами, а также приложения для аналитики и повышения производительности конечных пользователей.
Во-вторых, в расширение возможностей облачных решений (мультиоблачные платформы), масштабирование производительности в соответствии с запросами клиентов и масштабируемую поддержку облачных решений.
И, наконец, в безопасность, проактивные и ответные решения, мониторинг и борьбу с угрозами — инвестиции в это направление не уменьшаются.
В приоритете находятся проекты, которые сокращают затраты, обеспечивают непрерывность и безопасность бизнеса, автоматизируют процессы, а также спецпроекты, связанные с пандемией, — цифровые очереди, социальное дистанцирование, приложения для организаций в сфере здравоохранения.
Удаленная работа
Она, как ожидается, должна снижать расходы. Однако у компаний и их руководства есть опасения относительно ее производительности. Тем не менее 92% опрошенных уже перевели персонал на удаленный формат, на постоянной основе удаленно трудятся от 25 до 75% сотрудников в зависимости от сектора. 46% компаний еще не решили, будут ли переводить больше в дальнейшем. Финансы, бухгалтерия, ИТ, кадры – вот функции, в которых более высокая доля персонала работает из дома. Клиентское обслуживание, напротив, по большей части все еще работает из офиса.
Компании стали больше готовы к удаленному предоставлению услуг. Краткосрочный приоритет большинства – добиться максимальной отдачи от уже осуществленных инвестиций за счет грамотного управления внедрением и изменениями. В качестве средне- и долгосрочного приоритета называют инновационные решения. Одновременно с этим, многие бюджеты заморожены, наблюдаются задержки в крупных проектах, снижение приоритетов менее насущных дел — это, например, модернизация инфраструктуры и приобретение лицензий.
Руководители компаний обеспокоены вопросами безопасности и производительности труда удаленных сотрудников. Отмечают, что на начальном этапе перехода к удаленной работе произошел технологический рывок, а в настоящее время требуются более долгосрочные решения.
Выводы
- Основные приоритеты — стремление к сокращению расходов и повышению эффективности бизнеса.
- Компании продолжают приобретать необходимые технологические решения, связанные с удаленной работой, безопасностью, виртуализацией рабочих столов и e-commerce.
- Ускоряется автоматизация процессов — от роботизации до использования ИИ и машинного обучения; внедряется цифровизация с целью перехода на «бесконтактные» процессы.
- Большая готовность компаний к началу перехода в облако или к ускорению этого процесса.
- Осторожный подход к инвестированию для защиты денежных потоков в до конца финансового года.
Softline помогает компаниям адаптироваться под новые условия. Обратитесь к нашим экспертам:
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ